iBelive
⭐️
- Сообщения
- 1 035
- Реакции
- 443
- Баллы
- 114
Как использовать скользящее планирование в бизнесе
Обычно крупные магазины проводят процесс бюджетирования как минимум на полгода-год вперед – изучают темпы роста и ключевые показатели, намечают планы и рассчитывают расходы и доходы по месяцам. И все начинается с того, что отдел финансов составлят примерный закупочный план.
Этот подход работает в стабильные времена, но в период неопределенности (как у нас сейчас) горизонт планирования сильно сокращается. Невозможно предположить, сколько придется потратить на закупку товара, сырья через полтора года, если цены поставщиков постоянно меняются из-за скачков валюты, а некоторые из них и вовсе закрываются или пропадают.
️Для кризисных времен вместо классического планирования используют скользящее. Этим термином называют методику, при которой бюджет формируется в упрощенном виде, и все понимают, что периодически ключевые показатели придется корректировать.
Вводят скользящее планирование после анализа – то есть смотрят на плановые значения годового бюджета и на то, насколько они выполнены фактически. Сравнивать стоит не только доходы и расходы, но и ключевые метрики, которые влияют на исполнение бюджета – продажи, маржа.
Когда данные сформированы, нужно решить, как часто проводить переоценку бюджета и на какие показатели ориентироваться в первую очередь. Например, бюджет можно корректировать раз в полгода или раз в месяц, ориентируясь на показатель затрат магазина.
Еще полезно сразу установить допустимый предел отклонений – например, если объем продаж не будет отличаться от планового на 1%, то нет смысла тратить силы на переоценку бюджета. И наоборот, если договорились на корректировку бюджета раз в квартал, а объем продаж за первый месяц ниже прогноза на 10-20%, следует срочно проанализировать происходящее.
Обычно крупные магазины проводят процесс бюджетирования как минимум на полгода-год вперед – изучают темпы роста и ключевые показатели, намечают планы и рассчитывают расходы и доходы по месяцам. И все начинается с того, что отдел финансов составлят примерный закупочный план.
Этот подход работает в стабильные времена, но в период неопределенности (как у нас сейчас) горизонт планирования сильно сокращается. Невозможно предположить, сколько придется потратить на закупку товара, сырья через полтора года, если цены поставщиков постоянно меняются из-за скачков валюты, а некоторые из них и вовсе закрываются или пропадают.

Вводят скользящее планирование после анализа – то есть смотрят на плановые значения годового бюджета и на то, насколько они выполнены фактически. Сравнивать стоит не только доходы и расходы, но и ключевые метрики, которые влияют на исполнение бюджета – продажи, маржа.
Когда данные сформированы, нужно решить, как часто проводить переоценку бюджета и на какие показатели ориентироваться в первую очередь. Например, бюджет можно корректировать раз в полгода или раз в месяц, ориентируясь на показатель затрат магазина.
Еще полезно сразу установить допустимый предел отклонений – например, если объем продаж не будет отличаться от планового на 1%, то нет смысла тратить силы на переоценку бюджета. И наоборот, если договорились на корректировку бюджета раз в квартал, а объем продаж за первый месяц ниже прогноза на 10-20%, следует срочно проанализировать происходящее.